Заказать звонок

Заказать Закрыть
Мобильная версия

Управленческий учет — третий лишний ?!

19.08.2012

Из комментариев к моим предыдущим статьям, особенно «БП, КА, УПП: Три правды», выяснилось, что управленческий учет (УУ) некоторыми пользователями воспринимаются, как «нехорошие излишества», а пропаганда и обсуждение УУ причисляется к «миссионерской деятельности». Рассмотрим вопрос поподробнее.

Из комментариев к моим предыдущим статьям, особенно «БП, КА, УПП: Три правды», выяснилось, что управленческий учет (УУ) некоторыми пользователями воспринимаются, как «нехорошие излишества», а пропаганда и обсуждение УУ причисляется к «миссионерской деятельности». Рассмотрим вопрос поподробнее.

С фанатичностью, достойной борцов за коммунизм, оппоненты пишут:


«Не подскажете, какую еще правду, кроме бухгалтерской, можно поискать в УПП? Т.е. вообще в учетных системах? Любая учетная система направлена не на фиксацию фактов (хотя это важная составляющая), а на оптимизацию функционирования объекта учета. Бухгалтерский учет отличается тем, что в качестве критериев оптимальности использует денежные показатели (прибыль, доход, рентабельность и т.п.). Это и есть бухгалтерская правда. Назовите мне еще что-нибудь - без помавания и камлания мифическими понятиями потребностей "менеджеров".

Какие еще такие "результаты работы разных служб" существуют?» (орфография автора сохранена).
Попробуем ответить на этот вопрос.

 «Кому он нужен, этот Васька?»

Существует управленческий учет, отличный от бухгалтерского. Вот мнения моих оппонентов:

«Управленческий учет - это часть бухгалтерского. С этой точки зрения УПП, как, впрочем, любая учетная система, в которой УУ противопоставлен БУ, способствует ухудшению финансового положения предприятия - хотя бы из-за накладных расходов на второй комплект бездельников и дармоедов, не говоря уже о путанице, вносимой введением дополнительной себестоимости. "Тут читать, тут не читать, тут я селедку заворачивал..."»

«Фиксация движения ценностей - это компетенция бухгалтера. Если фиксация происходит двумя способами - значит, ведется два бухучета. Отнюдь не БУ и УУ.»

«1С нужны бабки. УУ впаривается подороже - вот и все подоплека задумки.»

Читая эти строки, УУ представлялся мне бездомным и беспризорным котом, который должен прятаться от всех приличных людей и питаться только на помойках.

Но как же быть с такими ситуациями?

Пример первый: неотфактуровка

Неотфактуровка — застарелая болезнь социализма или широкой русской души. В нашей стране распространено явление отпуска товара только по ТТН (товаро-транспортной накладной). Но этот документ не является «денежным» и не может служить основанием для проводок по налоговому учету, особенно для целей учета НДС. С точки зрения бухгалтерского учета можно создать документ «Поступление товаров и услуг» и указать цену товара по договору, но можно попасть «пальцем в небо», тем более могут быть закупки без договора. Конечно, в таких случаях надо бы создать в базе «Приходный ордер», но он тоже не содержит денежных показателей. А если конец квартала? Накладную и счет-фактуру в бухгалтерии могут получить через месяц… Снабженцы зачастую считают свою миссию оконченной именно на этапе «получил и привез», за «бумажки» пусть бухгалтера волнуются. Бухгалтера получат в итоге накладную и счет-фактуру, но после сдачи отчетности за квартал и, может быть, с другой датой. Придется бухгалтерии идти на «маленькие хитрости».

Поэтому обычный документ «Поступление товаров и услуг» в КА и УПП имеет три флага проведения: УУ, БУ, НУ. Собственно поступление сырья по этому документу, например, прошло в июне, но документов (накладной и счета-фактуры) в июне не было. Тогда же, в июне, сырье было израсходовано на нужды производства. При отсутствии счета-фактуры поставщика зачет НДС произвести нельзя, нельзя учитывать в НУ затраты сырья без документов поставщика. Но для УУ и БУ отсутствие накладной и счета-фактуры не может служить препятствием для учета. Часто из-за этого управленцы вообще не выделяют НДС из состава затрат. Для них удобнее сразу в Настройке учетной политики УУ в разделе Запасы НЕ СТАВИТЬ флаг «не включать НДС в стоимость партий», как это и сделано в демобазе к релизу УПП 1.3.26.1 (скриншот Запасы УУ). Поэтому в УУ в стоимость сырья будет включен НДС входящий.

Пример второй: без неотфактуровок

В статье «БП, КА, УПП: три правды» я уже рассказывала, что способ формирования производственной себестоимости в КА практически не отличается от того, который используется в БП. Поэтому о полноценной производственной себестоимости продукции можно говорить только в УПП.

Для принятия решения о выпуске той или иной продукции, прежде всего, нужно понимание суммы маржинальной прибыли, которую она приносит. В статье «УПП: история одного внедрения», опубликованной ранее, я выложила внешний отчет «Бюджет и P&L» для партионного учета. К этой статье прилагается версия такого же отчета, но для РАУЗ. Оба эти отчета работают только на УПП, например, на демобазе. В классике учета необходимо определить точку безубыточности для каждой производимой продукции. Но когда продукции много, эта задача становится слишком сложной. В такой ситуации может помочь предлагаемый отчет. Конечно, у него есть свои «допуски». Во-первых: условно считается, что продаваемая в этом месяце продукция произведена в тот же период. Поэтому, если продукции за месяц произведено меньше, чем продано, прямая себестоимость будет рассчитана по той, которая сформировалась в этом месяце. Во-вторых, к радости сторонников бухучета прямая себестоимость в упомянутом отчете учитывается по регистру «Затраты на выпуск (бухгалтерский и налоговый учет)». Такое решение пришлось принять по ряду причин, но оно не вполне корректно и вот почему:

Предположим, куплено сырье1 кг по 118 рублей, из них 18 рублей — НДС входящий. Из этого сырья произведена продукция, которая продана за 236 рублей, из них 36 рублей — НДС исходящий. 18 рублей мы должны заплатить государству, как налог на добавленную стоимость (36-18), но эта сумма пройдет по отчету «Движения денежных средств» (ДДС) в следующем месяце. Неотфактуровок нет. Маржа должна составлять 236-118=118 рублей. Рассмотрим те же действия, используя в отчете «Бюджет и P&L» регистр «Затраты на выпуск (бухгалтерский и налоговый учет)» или регистр «Затраты на выпуск (управленческий учет)».

Вариант 1. Используем регистр «Затраты на выпуск (бухгалтерский и налоговый учет)»: выручка 236 рублей минус затраты 100 рублей, получим маржу 136 рублей. Маржа завышена на сумму входящего НДС.

Вариант 2. Используем регистр «Затраты на выпуск (управленческий учет)»: В Настройке учетной политике УУ в разделе Запасы не ставим флаг «не включать НДС в стоимость партий». Тогда выручка 236 рублей минус затраты 118 рублей, получим маржу 118 рублей.

Из-за того, что в отчете используется вариант 1, приходится пересчитывать затраты с НДС, умножая полученные величины на 1.18. Хорошо, если входящий НДС всегда 18 %, а если есть и 10%...

В условиях большого ассортимента продукции и материалоемкого производства, предлагаемый отчет помогает грубо, но быстро выявлять ту продукцию, которая не окупает даже прямые переменные материальные затраты. Остальные затраты, включая зарплату и уплаченный государству НДС, собираются отчетом ДДС за месяц (вариант Расходы по статьям) и в Excel присоединяются после вычисленной маржи. Так получается (грубо) операционная прибыль/убыток для целей принятия управленческих решений.

Пример третий: другая валюта управленческого учета

В демобазе используется учет в другой валюте для УУ (USD). Валюта УУ может измениться на EUR, но смысл работы с документами в УПП и КА от этого не изменится: один документ при проведении может и должен давать разные суммы для УУ, БУ и НУ.

Пример четвертый: учет прибыли для инвестора

При создании нового предприятия, рассчитывая требуемые вложения, инвесторы сразу закладывают в смету стоимость покупаемого оборудования и строящихся производственных площадей. Поэтому прибыль инвестор начнет учитывать только тогда, когда предприятие перекроет затраты на закупку оборудования и других основных средств. В то же время бухгалтер разделит затраты на закупке ОС на те сроки, которые ему предлагают соответствующие законы, и будет считать затраты вместе с амортизацией. Таким образом, прибыль с точки зрения инвестора и бухгалтера будет различная в разные периоды деятельности предприятия.

Для такого управленческого учета нужны отличные от бухгалтерских регистры учета затрат, как это и сделано в КА и УПП.

И вглубь, и вширь

В понятие «управленческий учет» часто закладывается учет с аналитикой более глубокой, чем это нужно для БУ. Потребности БУ определяются рекомендованным Планом счетов.

Вот мнения оппонентов:

«по сути, автор под управленческим учетом подразумевает производственный учет - и это правильно)»

«Бухгалтерский учет - основа, на котором держится учет на предприятии. Бух. учет, при правильном построении, может удовлетворить требования всех пользователей... Но, к сожалению, не все пользователи могут правильно понимать и анализировать бух. отчеты. Вот тут-то и внедряется «управленческий» учет как упрощенное представление результатов хоз. операций для менеджеров»

Программный продукт БП показывает движения в документах по проводкам (Дт/Кт). Соответственно, бухгалтерские отчеты оперируют тоже проводками и аналитикой по счетам. К примеру, документ «Отчет производства за смену» в демобазе делает следующие проводки (Скриншот Проводки в БП ОПЗС) и движения по двум регистрам (Скриншот Регистры в БП ОПЗС). Подавляющее большинство сотрудников других служб (технологов, продажников, производственников, снабженцев) просто начинают звереть при словах: «В дебет 20-го счета». Поэтому в БП придется «мастрячить» дополнительные отчеты. Но они редко удовлетворяют потребности перечисленных выше служб именно из-за отсутствия необходимой им дополнительной аналитики: заказов, планов, характеристик продукции и затрат, серии продукции и затрат, спецификаций, проектов и прочее. Куда уж до упрощенного предствления…

В программных продуктах КА и УПП появляются движения по большому количеству регистров (Скриншоты Регистры в КА Выпуск продукции и Регистры в УПП ОПЗС). И в каждом регистре аналитики в разы больше, чем в проводках. Соответственно, отчеты можно строить не только подробнее, но и удобнее с точки зрения «небухгалтера». Причем эти регистры уже существуют, и при отсутствии какого-нибудь специфического отчета по желанию клиента большинство потребностей можно удовлетворить, построив на основе Универсального отчета отчет по любому из 164 существующих в УПП регистров накопления. И для этого не надо быть программистом или бухгалтером.

А еще есть регистры сведений. Документ Поступление товаров и услуг в БП не может фиксировать цены поставщиков для последующего анализа менеджеров и принятия управленческих решений, в то время как в УПП существует подраздел учета Ценообразование.

В справочнике Статьи затрат в БП и КА невозможно разделить собственные и давальческие материальные затраты. И простое введение отдельных статей здесь не выход, так как при расчете себестоимости программа «не прочитает» слово «давальческий» и не будет исключать ее стоимость из затрат. А если не указывать в затратах на выпуск давальческое сырье, учитывая его только на забалансе, то и проверить нормы расхода и перерасхода будет на порядок сложнее. Вот тут и «выйдет боком» экономия на программном продукте: УПП с этими задачами справляется «на раз».

И этот список примеров можно продолжать и продолжать…

Заключение

Один из единомышленников дал совет:

«Внедрение - погружение инородного тела в какую либо среду."...
Цитата из книги "Управленческий учет для директора", чтиво весьма поучительное и забавное. Всем советую прочесть. Книгу "Управленческий учет для директора" можно взять тут: http://financepro.ru/business/3955-upravlencheskijj-uchet-dlja-direktora.html

Обязательно последую этому совету в ближайшее время.

Благодарю оппонентов, их мнения побудили меня написать эту статью.

Благодарю единомышленников, ибо «один в поле не воин».

P.S.

Для того, чтобы предлагаемый отчет «Бюджет и P&L для РАУЗ» дал вразумительные данные, необходимо слегка навести порядок в демобазе.

Во-первых, начиная с 2009 года в базе оформлен выпуск только столов кухонных БС-55 и МС-34. Они выпущены в июне, но для них спецификация установлена основной только с 01.09.2009 г. (не путать с датой утверждения спецификации). Нужно установить спецификации основными с 01.06.2009 г. Отчет выбирает только те спецификации, которые являются основными на начальную дату формирования отчета!

Во-вторых, при нажатии кнопки «Выполнить» в отчете у вас появятся служебные сообщения о том, что не установлены цены номенклатуры контрагентов для всех материалов, из которых изготавливаются столы. Поэтому производственную себестоимость Факт (эталон) отчет не посчитает. Чтобы исправить эту ситуацию в документах Поступление товаров и услуг от 25.05.2009 г. № ЮФО00000008 и от 01.06.2009 № ЮФО00000009 нужно установить тип цен контрагента, флаг «регистрировать цены поставщика» и перепровести документы.

Планов продаж в демобазе к релизу УПП 1.3 (1.3.26.1) на 2009 год нет. Поэтому некоторые графы в прилагаемом отчете пустые. Отчет масштабный, для наглядности в скриншоте «Бюджет и P&L для РАУЗ» показан в сокращенном виде/

 





Все новости

Получить бесплатную консультацию

Получить консультацию

* внесенные данные являются конфиденциальной информацией и не будут переданы третьим лицам